НАТО
 
HomeАвиамузейСсылки

F-22 "Рэптор" - самолет 5-го поколения.

"Рэптор” с полным правом можно назвать “самолетом XXI века”. Его конструкторам, по всей видимости, удалось совместить предельно высокие летные характеристики с самой современной электроникой и последними изысками в области технологии “стелс”. К сожалению, к моменту написания этих строк российские истребители пятого поколения все еще оставались на земле...  читай далее>>

Харриеры на Фолклендах

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ЮЖНУЮ АТЛАНТИКУ. В 1979 г. из состава Королевских ВМС Великобритании был выведен последний классический авианосец "Арк Ройал", а вместе с ним - палубные истребители "Фантом" и штурмовики "Буканир", на нем базировавшиеся. В апреле 1982 г. этот факт приобрел новое значение: единственным корабельным боевым самолетом, который британцы могли использовать в Южной Атлантике, оказался самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) "Харриер". Машины этого типа могли применяться с двух авианосцев "Инвинсибл" и "Гермес". Первый имел полное водоизмещение 20000 т, полетную палубу длиной 167,8 м и шириной 31,9 м. У второго эти характеристики соответствовали: 28700 т, 226,9 м и 48,9 м. Катапульт, аэрофинишеров и аварийных барьеров оба корабля не имели, но оснащались взлетными рампами-трамплинами, позволявшими увеличивать боевую нагрузку "Харриеров" на 800 кг по сравнению с вертикальным взлетом. Авианосное ударное соединение (АУС), включавшее оба авианосца и корабли охранения, вышло в море 5 апреля 1982 г...  читай далее>>

Самолеты НАТО

A-10 "Тандерболт-2" Штурмовик

В 1973 г. ведущая фирма "Фаирчильд" получила контракт на поставку 739 штурмовиков А-10A. Самолет представляет собой низкоплан с трапециевидным крылом. В передней части фюзеляжа находится одноместная кабина с катапультируемым креслом. Фонарь кабины обеспечивает хороший обзор поля боя, что важно при использовании штурмовика для непосредственной поддержки войск. Шасси самолета трехстоечное. Самолет имеет двухкилевое оперение, в непосредственной близости от которого в гондолах по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа установлены два турбовентиляторных двигателя TF34-GE-100 с тягой по 4100 кгс фирмы "Дженерал Электрик". Такое необычное расположение двигателей обусловлено стремлением предотвратить попадание в них посторонних предметов при эксплуатации самолетов на полевых аэродромах, а также обеспечить к ним удобный доступ для проведения технического обслуживания. Кроме того, при таком расположении двигателей в случае обстрела с земли они оказываются защищенными крыльями и хвостовым оперением. Основным элементом радиоэлектронного оборудования самолета является высокоэффективная прицельно-навигационная система, в состав которой входят лазерная система поиска и определения координат цели, телевизионная система для применения управляемых ракет "Мейврик", оптический прицел с проекцией изображения на лобовое стекло, системы ближней и дальней навигации ТАКАН и ЛОРАН. Имеются также KB и УКВ радиостанции и станция радиолокационного опознавания. Самолет оборудован также системой дозаправки топливом в воздухе. Кроме одноместной модификации А-10А, являющейся основной, выпускался двухместный учебно-тренировочный вариант А-10В. Кроме того, в последнее время на базе штурмовика А-10А создан самолет наведения авиации на наземные цели ОА-10. Считается, что ОА-10 наилучшим образом подходит для выполнения этих задач, так как время его барражирования в зоне боевых действий может достигать 2 часов. Характеристики штурмовика А-10А Thunderbolt-2: Год ввода на вооружение - 1976 Размах крыла - 17,53 м. Длина самолета - 16,26 м. Высота самолета - 4,47 м. Площадь крыла - 47,01 кв.м Масса пустого - 11321 кг Нормальная взлётная - 14865 кг Максимальная взлетная масса - 22680 кг Максимальная тяга - 2 х 4110 кгс. Максимальная скорость на высоте - 834 км/ч у земли - 706 км/ч крейсерская - 623 км/ч Скороподъемность у земли - 35 м/с. Практический потолок - 13500 м. Практическая дальность - 4000 км. Боевой радиус действия - 463-1000 км. Максимальная боевая нагрузка - 7260 кг. Вооружение: 1 30-мм шестиствольная пушка GAU-8/A c 1350 патронами. Боевая нагрузка - 7258 кг (или 6505 с ПТБ) на 11 узлах подвески: 6 УР "воздух-земля" AGM-65A Maveric 9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire 2 УР "воздух-воздух" AIM-9E/J Sidewinder, 6 907-кг бомб с оптическим наведением GBU-15 18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II 6 907-кг бомб, 12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82 20 кассетных бомб Rockeye Mk.20 9 напалмовых бомб BLU-1 или BLU-27 16 бомбометов CBU-52 или CBU-71 2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой 10 ПУ LAU-68 7x69(85) НУР

FB-111 "Aardvark" Средний стратегический бомбардировщик

В конце 1965 года в США было принято решение о постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111А для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и Конвэр В-58А. FB-111A отличается от тактического самолета F-111 крылом увеличенного размаха, усиленной конструкцией планера и шасси, модифицированными двигателями и БРЭО. Емкость топливных баков составляет 21243 л (с учетом баков в бомбоотсеке). На внешних узлах могут быть подвешены до четырех сбрасываемых баков по 2270 л. Используется навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. Тактико-технические характеристики FB-111A: Год принятия на вооружение - 1965 Размах крыла, м - максимальная - 21,34 - минимальная - 10,34 Длина самолета - 23,4 м Высота самолета - 5,22 м Площадь крыла - 51,1 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 21760 - максимальная взлетная - 52000 Масса топлива - 14510 кг Тип двигателя - 2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-7 Тяга - 2 х 11385 кгс Максимальная скорость - 2335 км/ч Практический потолок - 15240 м Практическая дальность - 4000 км Экипаж - 1 чел Вооружение: 1х20-мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан с 2028 патронами. 6 бомб или 6 КР. 12 УР 'воздух-поверхность' AGM-65 Maverick

F-14 "Томкэт" Палубный истребитель-перехватчик

Самолет представляет собой моноплан с крылом изменяемой стреловидности, угол которой может плавно изменяться в диапазоне от 20° до 68° в полете и до 75° на стоянке (для экономии места в ангаре авианосца). Крыло оборудовано предкрылками, закрылками и интерцепторами. Хвостовое оперение двухкилевое; кили установлены с "развалом" 5°. Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. По правому борту носовой части фюзеляжа расположены две стремянки для экипажа. Шесть внутренних топливных баков вмещают 9029 литров горючего. Под воздухозаборниками могут подвешиваться два дополнительных топливных бака по 1010 литров каждый. Имеется выдвижная штанга с топливоприемником для дозаправки в полете. Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9, Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного Пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ранет "Феникс". Телевизионная или ИК-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима "захват") и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей. Экипаж самолета - два человека: летчик и оператор системы вооружения. В кабине оператора находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в кабине летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана. Вооружение самолёта Встроенное вооружение включает 20-мм пушку "Вулкан" с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ранет класса "воздух-воздух". Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР "Феникс". Вместо них могут подвешиваться 4 УР "Спарроу" или 4 AIM-120 (в полуутопленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР "Феникс" или 2 УР AIM-120, 2 УР "Спарроу" и до 4 УР "Сайдвиндер". Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.). Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузим достигает 6500 кг. Разновидности модели F-14: F-14A - исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF-30. F-14B - усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования, F-14D "Супер Томкэт"-варианте ТРДДФ F 110 и усовершенствованным БРЭО. F-14С - вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным ВРЭО. F-14A++ - исследующийся флотом США с 1992 г. модифицированный вариант самолета F-14A с использованием ИНС. F-14A/B+ - предложенные фирмой Грумман в 1992 г. модифицированные варианты самолета F-14A и F-14B. Первые серийные самолеты F-14 начали поступать на вооружение ВМС США в октябре 1972 г. Всего к моменту окончания серийного производства в 1992 г. флоту США было поставлено 632 самолета. Характеристики двигателя TF30-P-414A Максимальная тяга без форсажа - 5600 кгс Максимальная тяга с форсажем - 9500 кгс Удельный расход топлива без форсажа - 0,69 кг/кгс*ч Удельный расход топлива с форсажем - 2,78 кг/кгс*ч Сухая масса - 1900 кг Длина / диаметр - 6 м / 1,3 м Характеристики самолета F-14: Размах крыла (с изменяемой стреловидностью), м: - максимальный - 19,54; - минимальный - 11,65; -для авианосцев - 10,15. Длина самолета -19,10 м. Высота самолета - 4,88 м. Площадь крыла - 52,49 кв.м. Угол стреловидности крыла, град: - минимальный - 20; - максимальный - 65; - для авианосцев - 75. Масса пустого самолета - 18950 кг. Масса топлива - 7350 кг; в ПТБ - 1725 кг. Взлетная масса - 33725 кг. Тип двигателя: - F-14A- 2ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-414A; - F-14B/D - 2ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400. Максимальная тяга для двигателей: TF30-414A: - бесфорсажная - 2х54,96 кН (2х5600 кгс); - форсажная - 2х93,00 кН (2х9480 кгс); F110-GE-400: - бесфорсажная - 2х71,2 кН (2х7260 кгс); - форсажная -2х120,1 кН (2х12250 кгс). Максимальная скорость - 1995 км/ч (М=1,88). Посадочная скорость - 232 км/ч. Практический потолок - 16150 м. Практическая дальность с ПТБ - 2965 км. Длина разбега - 762 м. Длина пробега - 732 м. Максимальная масса нагрузки на внешних узлах - 6580 кг. Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,0. Вооружение: встроенная пушка М61А-1 (20 мм, 6000 выстр./ мин, 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 "Спэрроу" в полупотопленном положении или четыре УР большой дальности (до 185 км) AIM "Феникс" на специальных платформах. На F-14D, а с 1991 г. на F-14A внедрена система бомбометания.

F-14 "Bombcat" Палубный многоцелевой ударный истребитель

Многие люди из Пентагона и конгресса США очень быстро поняли ущербность "Томкэта" в качестве многоцелевого истребителя, при этом вовсе не умаляя его способность осуществлять ПВО авианосного соединения на дальних рубежах. Наряду с чисто техническими проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена перехватчика. Один "Томкэт" стоил столько же, сколько четыре отнюдь не самых дешевых "Фантома", причем "Фантом", в отличие от F-14, был "мастером на все руки", способным и крылатые ракеты сбивать (теоретически), и воздушный бой вести (правда, не всегда удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве альтернативы принятию на вооружение "Томкэта". Конкурент у F-14 был куда более серьезный: в июле 1971 г. Пентагон инициировал изучение возможности базирования на авианосцах истребителей F-15. Тогда фирме Грумман при поддержке вице-адмирала Коннели удалось сравнительно легко отстоять "Томкэт". Новая дискуссия развернулась в марте 1973 г.; вновь на палубы авианосцев продвигали F-15N (N - NAVY, ВМС США). Фирме Грумман пришлось туго. Спешно в противовес F-15 были представлены проекты модернизации "Томкэта" в F-14B/C/D. "Иглы" так и не появились на авианосцах, но "Томкэтам", тем не менее, пришлось потесниться: дискуссия оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав работы по многоцелевому истребителю F-18 "Хорнит". Таким образом, ВМС, как и ВВС США пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и сложные-F-14, F-15) наряду с более простыми и дешевыми (F-18, F-16). Возможности "Томкэта" по ведению воздушного боя были, конечно, недостаточными, зато самолет обладал и неиспользованными резервами тактического применения, прежде всего в качестве разведчика и ударного самолета. В 1980- 81 гг. 49 самолетов F-14 оборудовали подвесными контейнерами тактической разведывательной системы TARS. Контейнер подвешивался под хвостовой частью фюзеляжа. Система TARS позволяла вести разведку при ясной погоде с малых и средних высот; в контейнере установлены два фотоаппарата (один из них панорамный) и ИК система обзора с линейной разверткой. Исследования по изучению возможности применения F-14 в качестве ударного самолета начались в 1988 г., когда на полигоне ВМС Чайна Лэйк испытывались различные варианты бомбовой нагрузки самолета. После "Бури в Пустыне" в состав БРЭО самолета интегрировали подвесные контейнеры LANTIRN, обеспечивающие навигацию и применение оружия по наземным целям в полете ночью на малых высотах, а в состав подвесного вооружения включили бомбы с лазерным наведением. Доработанные таким образом F-14 получили название Bomcat. Первым подразделением, чьи "Томкэты" превратились в "Бомбкэты", стала в 1994 г. эскадрилья VF-103. Главное внешнее отличие "Бомбкэта" в оборудовании - установка в кабине 20-ти дюймового дисплея тактической обстановки и боковых ручек управления, разработанных еще по программе малозаметного палубного штурмовика А-12. Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1994 Размах крыла, м - максимальный - 19,54 - минимальный - 11,65 Длина самолета - 19,10 м Высота самолета - 4,88 м Площадь крыла - 52,49 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 18950 - максимальная взлетная - 33725 Масса топлива, кг - внутренее - 7350 - ПТБ - 1725 Тип двигателя - 2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400 Максимальная тяга форсированная - 12250 кгс Максимальная тяга нефорсированная - 7260 кгс Максимальная скорость - 1995 км/ч Крейсерская скорость - 765 км/ч Практический потолок - 16150 м Практическая дальность - 2965 км Боевая дальность - 1990 км Макс. эксплуатационная перегрузка - 7,0 Экипаж - 2 чел Вооружение: встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески: Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах, 4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder. Бомбовое вооружение: Mk.82 (BLU-111A/B), Mk.83 (BLU-110A/B), Mk.84, GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, CBU-20, CBU-78, CBU-99, CBU-100 практические бомбы Mk.76, Mk.106, BDU-33, BDU-45, BDU-48 BDU-57 LGTR кассетные бомбы и боеприпасы BRU-32, BRU-42, CCU-44, CCU-45, Mk.19, Mk.107, k.125, мины Mk.36, Mk.62, ПУ НУР: LAU-92, LAU-93/132.

A-7 "Корсар" Палубный штурмовик

Первые годы войны во Вьетнаме показали, что в палубной авиации нет самолета, способного эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Контракт на постройку семи опытных экземпляров штурмовика был подписан в марте 1964 года; новому самолету присвоили обозначение А-7А "Корсар-2". Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через несколько дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. А-7Е "Корсар-2" сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего выпущено 1545 самолетов типа А-7.  Самолет А-7 представляет собой моноплан классической схемы с высокорасположенным стреловидным крылом (35°) и однокилевым хвостовым оперением. Крыло оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла складываются. Топливо размещено в крыльевых и фюзеляжных протектированных баках. Оборудование самолета состоит из обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на авианосец. Обзорная бортовая РЛС ARG-1 26 может обнаруживать цели на земле и в воздухе. Имеется станция постановки активных помех радиолокационным средствам противника. Модификации самолета А-7А - первая серийная модификация, до 1968 года изготовлено 199 машин этой модификации. А-7В - модификация для корпуса морской пехоты США. Большая часть из изготовленных 196 машин этой модификации использовалась в войне во Вьетнаме. А-7С - двухместный учебно-боевой штурмовик. А-7D - модификация для ВВС США с усиленным бронированием и с более современным радиоэлектронным оборудованием. А-7Е - модификация с более современным радиоэлектронным оборудованием. Изготовлено более 540 машин. А-7Н - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Греции. Изготовлено 60 машин. А-7Р - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Португалии. Изготовлено 50 машин. ТА-7Р - двухместный вариант А-7 Р для ВВС Португалии. Изготовлено 6 машин. ТА-7С - двухместный вариант модификаций А-7 В и А-7 С. Тактико-технические характеристики : Год принятия на вооружение - 1967 Размах крыла, м - 11,81 Длина самолета, м - 14,06 Высота самолета, м - 4,88 Площадь крыла, кв.м - 34,83 Масса, кг - пустого самолета - 8528 - пустого оснащенного самолета - 8988 - нормальная взлетная - 13154 - максимальная взлетная - 19050 Топливо - внутренние топливо, кг - 4200 - ПТБ - 2 х 1135 Тип двигателя - 1 ТРД Allison TF41-A-2 (Rolls-Royce Spey) Тяга нефорсированная - 6800 кгс Максимальная скорость на уровне моря, км/ч - 1123 Крейсерская скорость на уровне моря, км/ч - 877 Практическая дальность, км - 4623 Боевой радиус действия, км - 1150 Максимальная скороподъемность, м/мин - 4570 Практический потолок, м - 12800 Экипаж, чел - 1 Стоимость (А-7D) - $2,860,000 Вооружение: На штурмовике А-7А, -7В устанавливались две одноствольные 20-мм пушки Мк.12. А-7Е имеет одну 20-мм шестиствольную пушку "Вулкан" и 500 снарядов к ней в барабане для безленточной подачи боеприпасов (стреляные гильзы остаются на борту). Боевая нагрузка - 6804 кг на 8 узлах подвески: УР: 4 "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder, 6 "воздух-земля" AGM-65 Maveric или 4 AGM-88A HARM или AGM-45 Shrike Бомбовая нагрузка: 1 ядерную бомбу В-28(75/350 кт), или 1 ядерную бомбу В-57(10/20 кт), или 1 ядерную бомбу В-61(100/500 кт), или 6 907- кг бомб с оптическим наведением GBU-15, 6 907- кг бомб с лазерным наведением GBU-10Е/В Paveway II, или 6 907-кг бомб с оптическим наведением AGM-62A Walleye II, 14 454-кг бомб Mk.83, или 30 227-кг бомб Mk.82, а так же 907-,340-,113-кг обычные бомбы, кластерные бомбы Rockeye, напалмовые бомбы типа BLU, бомбометы типа CBU. Остальное: 6 ПУ типа LAU 70 и 120-мм НУР, До 3 контейнеров с 20 и 30-мм пушками.

F-16 "Файтинг фэлкон" Многоцелевой истребитель

Самолет F-16 составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения. F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% - углепластик и 3,7% - сталь. Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 м. Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на 40%. Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки. Разновидности истребителя F-16: F-16А - одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков. F-16В - двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г. F-16C - одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года. F-16D - двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г. F-16ADF - истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989-1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B. RF-16C (F-16R) - разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS. Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI -Турция, SABCA - Бельгия и "Фоккер" - Нидерланды. Характеристики истребителя F-16: Год принятия на вооружение - 1976 Размах крыла - 9,45 м. Длина самолета со штангой ПВД - 15,03 м. Высота самолета - 5,09 м. Площадь крыла - 27,87 кв.м. Угол стреловидности по передней кромке - 40 град. Масса пустого самолета, кг: - F-16A - 7365; - F-16В - 7655; - F-16C с ТРДД F100-PW-220 - 8275; - F-16D с ТРДД F110-GE-100 - 8855. Масса топлива, кг: - F-16A/C - 3105; - F-16B/D - 2565; - в подвесных баках - 3065. Взлетная масса, кг: - расчетная с полным запасом топлива: F-16A/B-11113; F-16C/D -11839; - максимальная с внешней нагрузкой: F-16A/B-16057; F-16C-19190. Тип двигателя: - F-16A/B/C/D - 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200; - F-16C/D (партии 50/52) - 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129. Максимальная тяга форсированная/нефорсированная: - F100-200 - 106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс); - F100-229 - 129,4/79,2 кН (13200/8075 кгс); - F100-129 - 129,0/75,6 кН (13155/7710 кгс). Максимальная скорость - у земли - М=1,2; - на высоте 12200 м - М более 2,0. Посадочная скорость - 226 км/ч. Практический потолок - 15240 м. Практическая дальность - 1315 км, перегоночная дальность - 3890 км. Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9. Вооружение: Шестиствольная пушка Дженерал Электрик М61-А-1 (20 мм, 6000 выстр./мин, 511 патронов), до шести УР ближнего боя AIM-9L/M/P "Сайдуиндер". В варианте истребителя-бомбардировщика - может нести УР класса "воздух-поверхность", а также управляемые бомбы с лазерной и оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84. Суммарная расчетная нагрузка на девяти внешних узлах при перегрузке 5,5 составляет 9280 кг. F-16ADF могут нести УР класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 "Спэрроу". Возможно использование УР класса "воздух-поверхность" AGM-65A/B/D "Мейврик", подвеска контейнера GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм.

SR-71A "Блэкбайрд" Высотный разведчик

Пожалуй, нет в мировой истории такого самолета, который заслуживал бы столь большого внимания и восхищения, как стратегический разведчик SR-71A. Неординарный по внешнему обличью, сей летательный аппарат напоминает дикого хищника, распластавшегося в энергичном прыжке, будто страшная своим изяществом киплинговская Багира. Эта машина с ее летно-техническими характеристиками и привлекательной наружностью поражает воображение всех и каждого: от высокопрофессиональных специалистов до серых дилетантов. Выкрашенная в нарочито черный цвет, она предстает прекрасной и на земле, и в воздухе. Ее конструкция, устройство и сложение неповторимы. Видит, бог! Об этом создании ума и рук человеческих надобно говорить, как о женщине буйного нрава... Работы по созданию SR-71A были начаты в конце 50-х годов и проводились под строжайшей секретностью, так как американской разведке стала известна деятельность ОКБ-256 П. В. Цыбина по созданию объектов 'PC' и 'РСР'. Долгое время об SR-71 практически ничего не сообщалось. Даже день первого полета его прототипа, 26 апреля 1962 г., получил известность только в середине 70-х годов. Его проектирование на фирме Локхид началось в 1958 г. после объявления конкурса на лучший стратегический разведчик. Среди участников были фирмы Боинг, Конвер и Норт Америкен. Проект авиаконцерна Локхид был принят к дальнейшим разработкам, и, как говорят, маховик был запущен. Первые три образца самолета по теме А-11 строились как истребители-перехватчики и получили официальное обозначение YF-12A. В 1965 г. на двух из них были установлены мировые рекорды скорости полета. Серийно выпускался вариант стратегического разведчика SR-71A, первый образец которого был облетан 22 декабря 1964 г. Всего же вместе с учебно-тренировочными модификациями было построено 24 самолета. На разведчике были обновлены многие мировые рекорды скорости и высоты полета. Перелет из Америки в Европу через Атлантический океан, состоявшийся 1 сентября 1964 г., произвел фурор мирового значения. Машина преодолела расстояние 5584 км за 1 ч 55 мин (средняя скорость - 2800 км/ч). Абсолютный мировой рекорд скорости, установленный на этом самолете, - 3715 км/ч (!), видимо, не будет побит в течение многих десятилетий. Краткие сведения об этом превосходном летательном аппарате приводятся в данном материале, посвященном 'РСР' П. В. Цыбина, потому, что вместе с упомянутым выше экспериментальным 'Т.188' английской фирмы Бристол SR-71A сближают с ними аналогичные режимы летной эксплуатации, главное целевое оборудование для ведения аэрофотосъемки на сверхзвуковой скорости, разнесенная схема силовой установки с расположением двух ТРД на удалении от фюзеляжа по размаху крыла и, наконец, примерно один и тот же период времени, когда эти самолеты были задуманы, спроектированы и построены (последовательно!). Как 'РСР' и 'Т.188', SR-71A является среднепланом. Принципиальным отличием от них стала лишь схема его продольной компоновки - 'бесхвостка'. Крыло SR-71A имело редкую четырехугольную форму (трансформированный ромб) со стреловидной (60 град) передней кромкой и обратностреловидной (-10 град) задней кромкой. Набрано оно было из остроконечных криволинейных профилей относительной толщины 3,2%. Характерной особенностью крыла были передние наплывы. Центральный наплыв распространяются до самой передней точки фюзеляжа, имел ширину 3,85 м и обеспечивал устранение разбалансировки самолета на переходном скоростном режиме, соответствующем числу М=1. Еще четыре наплыва (по бортам обеих гондол ТРД) были затянуты до обечаек воздухозаборников. Они в совокупности с аэродинамической круткой концевых участков крыла способствовали увеличению аэродинамического качества самолета на сверхзвуке и уменьшению скорости полета на взлетно-посадочных режимах. Фюзеляж отличался расплющенными формами, органически переходящими в наплывы крыла, и являлся вместилищем для двухместной кабины экипажа, нескольких групп топливных баков и комплекса бортовых систем, необходимых для доставки к цели оборудования аэрофотосъемки. Органы управления состояли из двух секций руля высоты, которые замыкали заднюю кромку центроплана самолета (между гондолами ТРД), двух элеронов на концах крыла и пары цельноповоротных кидей, заваленных внутрь на 20 град. Силовая установка состояла из двух 'опрямото-ченных' ТРДФ J.58 фирмы Пратт-Уитни с максимальной тягой по 7650 кгс и форсажной тягой по 14740 кгс. Входные устройства двигателей имели традиционные дня тех лет управляемые воздухозаборники с подвижными трехскачковыми конусами, которые вместе с обечайками были несколько скошены внутрь (к оси самолета) для достижения наибольшего поджатия сверхзвукового потока в сочетании с головной ударной волной, инициируемой носовой частью фюзеляжа, и приопущены вниз (на величину крейсерского угла атаки) для обеспечения набегающему потоку наибольшей площади воздухозаборников и наиболее благоприятных условий внешнего сжатия для повышения коэффициента восстановления полного давления перед компрессорами ТРД. Основные конструкционные материалы самолета - титановые сплавы, обеспечивающие необходимую прочность конструкции при аэродинамическом нагреве на скоростях, соответствующих числу М = 3. Первая модификация самолета использовалась в основном в интересах ЦРУ США и обозначалась A-12 (A - Article). Основные тактико-технические характеристики SR-71: Год принятия на вооружение - 1963 Размах крыла - 16,94 м Длина самолета - 22,74 м Высота самолета - 5,64 м Площадь крыла - 167,22 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 27216 - нормальная взлетная - 65772 - максимальная взлетная - 77111 Внутренние топливо - 34184 кг Тип двигателя - 2 ТРД Pratt & Whitney JT11D-20B Тяга нефорсированная - 2 х 10430 кгс Тяга форсированная - 2 х 14750 кгс Максимальная скорость - 3715 км/ч Крейсерская скорость - 3187 км/ч Практическая дальность - 4818 км Дальность действия - 1946 км Продолжительность полета - 1,3 ч.мин Практический потолок - 30480 м Экипаж - 2 чел

F-4 "Фантом" Многофункциональный палубный или наземный истребитель

"Фантом" стал первым истребителем США, способным взлетать с палубы в полное безветрие. Для этого ему требовался лишь полный ход авианосца и стандартная паровая катапульта. Построили 23 предсерийные машины YF4H-1 ; на последних пяти из них установили бортовую РЛС APQ-72 вместо временной APQ-50, взятой от "Крусейдера". Наиболее известными стали "Фантомы" 14-й серии; им даже присвоили новый буквенный индекс G. F-4G могли наводиться на воздушную цель полуавтоматически с помощью специальной системы. Интересно заметить, что до этого наведение производилось голосом по рации, так как на палубных самолетах ДЛРО "Трейсер" системы передачи данных отсутствовали. После окончания войны появилась последняя модификация истребителя для ВМС F-4S. В нее "превратили" 260 штук F-4J. В настоящее время F-4N и F-4J сняты с вооружения. "Фантом" представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад. Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых - 7570 л. Под крылом могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика. На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали "Фантом" на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м. Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников. Вооружение самолета Характерным отличием F-4 является отсутствие встроенного пушечного вооружения. В бою это стало серьезным недостатком истребителя. Попытка конструкторов решить проблему за счет установки подвесных пушечных контейнеров не дала положительных результатов. Точность стрельбы, "благодаря" вибрациям контейнера, была практически нулевой. Стационарную же пушечную установку ставить не захотели, избегая утяжеления конструкции. Основным вооружением стали управляемые ракеты "Спарроу" (до 6 шт.) и "Сайдвиндер" (до 4 шт.). Для нанесения ударов по наземным целям могут использоваться УР класса "воздух - земля": "Буллпап", "Мейверик" и "Шрайк". Возможна подвеска на истребитель управляемых бомб практически всех типов, в том числе и GBU-15. Обычные и управляемые бомбы, НУР и УР размещаются на 9 узлах подвески. Четыре подфюзеляжных узла предназначены исключительно для ракет "Спарроу"; в последних модификациях на передний левый подфюзеляжный узел могут подвешивать станцию РЭБ. Модификации истребителя F-4 "Фантом" 2: AH-1 - Прототип F-4 "Phantom"2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года. F-4A - первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г. F-4C - "сухопутная" модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C) F-4D - улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее. F-4E - усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах. F-4EJ Kai - вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки. F-4G "Wild Weasel" ("Уайлд Уизл") - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel. F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта). F-4К - Phantom FGR.1 F-4M - Phantom FGR.2 F-4N - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.). F-4S - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18 RF-4C - невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.). RF-4E - невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация "Фантома", оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке. Phantom FGR.2 (F-4M) - перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado. Phantom-2000 - F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности - нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты "воздух-земля" "Попай" и "воздух-воздух" "Питон-3" и "Питон-4". Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции. Производство самолетов "Фантом" 2 для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года. Самолет F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолетов "Фантом".

F/A-18A/B/C/D "Хорнет" Палубный истребитель-бомбардировщик

F/A-18 - самый массовый боевой самолет ВМС и КМП США. Относится к реактивным истребителям четвертого поколения. Самолет нормальной схемы со среднерасположенным трапециевидным крылом. Конфигурация системы 'крыло - фюзеляж' выбрана в соответствии с дифференциальным правилом площадей, предусматривающим уменьшение площади поперечных сечений фюзеляжа над крылом и увеличение площади под крылом. Крыло многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 град. Носки и закрылки крыла отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности и аэродинамического качества в крейсерском полете. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина герметическая с системой кондиционирования и кислородной системой. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер SJU-5/6 обеспечивает покидание самолета на стоянке и в воздухе. Хвостовое оперение стреловидное. Конструкция самолета состоит на 49,6% из алюминиевых сплавов, 16,7% - сталь, 12,9% - титановые сплавы, 9,9% - KM и др. материалы. Самолет оборудован многорежимной цифровой импульсно-доплеровской РЛС Хьюз AN/APG-65, которая позволяет сопровождать до 10 целей, включать режим картографирования земной поверхности, осуществлять обход наземных препятствий, поиск надводных целей и сопровождение движущихся наземных целей. РЛС обеспечивает прицеливание при стрельбе из пушки, пуске УР и бомбометании. На борту расположены две центральные 16-разрядные БЦВМ Контрол Дейта AN/AYK-14, аппаратура спутниковой навигационной системы, радионавигационная система Коллинз AN/ARN-118 TACAN, автоматическая система посадки на авианосец, станции предупреждения о радиолокационном облучении Магнавокс AN/ALR-50, устройство для разбрасывания дипольных отражателей, станция уводящих помех и другие системы. Варианты самолета F/A-18: F/A-18A - одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и КМП США построен 371 самолет (1980-1987 гг.). F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18. F/A-18С - одноместный истребитель-бомбардировщик с усовершенствованным БРЭО и вооружением. С конца 1989 г. выпускается в модификации 'Найт Аттэк' с оборудованием для всепогодных ночных ударов. F/A-18D - двухместный вариант самолета F/A-18C с оборудованием для всепогодных ночных ударов. CF-18A и CF-18B - одно- и двухместные варианты для ВВС Канады. Поставлено 138 самолетов (1982-1988 гг.). AF-18A и ATF-18A - одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Поставлено 75 самолетов (1985-1990 гг.). EF-18 (С. 15 и СЕ. 15 - испанское обозначение) - одно- и двухместные варианты для ВВС Испании. Поставлено 72 самолета (1986-1990 гг.). F/A-18D (RC) - двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS. F/A-18E/F 'Super Hornet' - усовершенствованный истребитель-бомбардировщик с установкой новых двигателей F414 и новым БРЭО. F/A-18 поставлялся также Кувейту (40), Финляндии (64) и Швейцарии (34). Характеристики самолета F/A-18С/D: Год принятия на вооружение - 1980 Размах крыла - 11,43 м, - с ракетами на концах - 12,31 м; - со сложенными крыльями - 8,38 м. Длина самолета - 17,07 м. Высота самолета - 4,66 м. Площадь крыла - 37,16 кв.м. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 20 град. Масса пустого самолета - 10455 кг. Максимальная взлётная масса - 25400 кг. Масса топлива - 4925 кг, в ПТБ - 3055 кг. Тип двигателя - 2ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-400. Максимальная тяга форсированная/нефорсированная - 2х71,2/2х48,0 кН (2х7260/2х4900 кгс). Максимальная скорость, км/ч: - на форсаже - 2000; - без форсажа - 1100. Посадочная скорость - 248 км/ч. Практический потолок - 15240 м. Перегоночная дальность - 3340 км. Боевой радиус действия - 740 км. Длина разбега с наземной ВПП - 430 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,5. Вооружение: шестиствольная пушка М61А1 'Вулкан' (20 мм, 6000 выстр./мин, 570 снарядов). Имеется девять узлов внешней подвески. Нормальная боевая нагрузка - 2 УР AIM-9 'Сайдуиндер' на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. На F/A-18 C/D могут устанавливаться до шести УР AIM. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами, 4 УР AGM-65F 'Мейврик', противокорабельными УР AGM-64 'Гарпун', противорадиолокационными УР HARM, контейнерами с НАР.

F/A-18E/F "Супер Хорнет" Палубный истребитель-бомбардировщик

В течение 16-ти лет с момента принятия на вооружение истребителя-бомбардировщика F/A-18, он регулярно прибавлял в весе. Дополнительная масса приходилась, главным образом, на различные электронные системы, в то время как тяга двигателей оставалась прежней. Вопрос о кардинальной модернизации планера и силовой установки самолета встал ребром еще в конце 80-х годов. Разработка варианта, получившего обозначение F/A-18E/F 'Супер Хорнет'. Выкатка первого опытного F/A-18 Е состоялась 18 сентября 1995 г., а 29 ноября того же года он совершил первый полет. Характеристики многоцелевого палубного истребителя F/A-18E/F: Год принятия на вооружение - 2001 Размах крыла с УР 'Сайдвиндер' на концах, м - 11,43. Размах крыла со сложенными консолями, м - 9,32. Длина, м - 18,31. Высота, м - 4,88. Площадь крыла, м2 - 46,45. Масса пустого, кг - 13387. Максимальная взлетная масса, кг - 29937. Масса топлива JP5 во внутренних баках, кг - 6531. Масса топлива JP5 в ПТБ, кг - 4436. Максимальная (расчетная) масса вооружения, кг - 8051. Двигатели - 2 х ТРДДФ F414-GE-400. С тягой - 2 х 10000 кгс. Максимальная нагрузка на крыло, кг/м2 - 620,0 Максимальная скорость на уровне моря - М=1,8 (1880 км/ч) Скорость сваливания, км/ч - 232 Потолок практический, м - 15240 Боевой радиус действия, км: с четырьмя 450-кг бомбами, двумя УР 'Сайдуиндер', двумя ПТБ по 1818 л и двумя контейнерами с прицельно-навигационным оборудованием по профилю малая-малая-большая высота, км - 722 с двумя УР AMRAAM и двумя УР 'Сайдуиндер' при эскортировании ударных самолетов, км - 760 Продолжительность патрулирования на рубеже 278 км с шестью УР класса 'воздух-воздух' и тремя ПТБ емкостью по 1818 л, ч - 2,25 Вооружение: шестиствольная пушка М61А1 'Вулкан' (20 мм, 6000 выстр./мин, 570 снарядов). Имеется девять узлов внешней подвески. Нормальная боевая нагрузка - 2 УР AIM-9 'Сайдуиндер' на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. На F/A-18 C/D могут устанавливаться до шести УР AIM. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами, 4 УР AGM-65F 'Мейврик', противокорабельными УР AGM-64 'Гарпун', противорадиолокационными УР HARM, контейнерами с НАР.

F-15 "Игл" Тактический истребитель

Концептуальные исследования по созданию истребителя F-15 начались в США в ноябре 1965 года, а в сентябре 1968-го командование американских ВВС направило предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. Перед американскими специалистами была поставлена задача разработать новый истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и способный наносить удары по наземным целям. В 1969 году разработчиком F-15 стала фирма "Макдоннелл Дуглас". Первый контракт предусматривал строительство 18 одноместных истребителей F-15A и двух учебно-боевых TF-15 (их обозначение было изменено на F-15B в .декабре 1977 года). Экспериментальный образец F-15A был выпущен в июне 1972 года. а уже в июле начались его летные испытания.  Тактический истребитель F-15C имеет следующие основные характеристики: экипаж один человек, максимальная взлетная масса 30850 кг (пустого - 12790). Максимальная скорость полета 2650 км/ч (на высоте 11000 м), практический потолок 18300 м. тактический радиус действия 1100 - 1800 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета), перегоночная дальность 4600 км. В состав силовой установки входят два турбореактивных двухконтурных двигателя F 100-PW-220 максимальной тягой по 10770 кгс. Вооружение - 20-мм шестиствольная пушка "Вулкан" (боекомплект 940 патронов), УР AIM-9 "Сайдвиндер", AIM-7 "Спарроу" и AIM-120 AMRAAM. НАР. бомбы (максимальная масса боевой нагрузки 7250 кг). Размеры самолета: длина 19,43 м, высота 5.63 м, размах крыла 13,05 м, площадь крыла 56,5 кв.м. Разновидности самолета F-15: F-15A - первый серийный одноместный истребитель. С 1974 по 1979 г. выпущено 365 самолетов. F-15B - двухместный серийный учебно-боевой самолет. Выпущено 59 единиц (1974-1979 гг.). F-15C - серийный одноместный истребитель с усиленной конструкцией планера, увеличенной емкостью баков, имеет узлы крепления для подвесных конформных баков (1979 - 1989 гг.). F-15D - серийный двухместный учебно-боевой самолет на базе F-15C (1979-1989 гг.). F-15E - двухместный многоцелевой всепогодный ударный истребитель созданный на основе F-15D. На F-15E установлен центральный компьютер IBM Honeywell ASK-6, пульсово-доплеровская РЛС Hughes APG-70 c системой управления оружием AWG-27 с системой навигации и прицеливания LANTIRN.  Характеристики самолета F-15С: Год принятия на вооружение - 1979 (F-15A -1974) Размах крыла - 13,05 м Длина самолета - 19,05 м Высота самолета - 5,63 м Площадь крыла - 56,6 кв.м Угол стреловидности по передней кромке - 45 град Масса, кг - пустого самолета - 12970 - нормальная взлетная - 20240 (F-15A - 18820) - максимальная взлетная - 30850 Топливо, л - внутреннее - 6103 - ПТБ - 5395 Тип двигателя (тяга, кН): - на F-15A/B и первых F-15C/D - 2 ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100 (максимальная тяга - 2 х 10810 кгс) - на F-15C/D поздних выпусков - 2 Pratt & Whitney F100-PW-220 (максимальная тяга - 2 х 10640 кгс) Максимальная скорость, км/ч. - у земли - 1480 - на большой высоте - 2650 Посадочная скорость - 232 км/ч Практический потолок - 18300 м Практическая дальность, км. - без ПТБ, со стандартным вооружением - 1900 - перегоночная с тремя ПТБ - 4630 - с тремя ПТБ - 5750 Длина разбега - 274 м Длина пробега - 1067 м (без тормозного парашюта) Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9 (F-15A - 7,3) Вооружение: F-15A/B/C/D "Eagle": Шестиствольная 20-мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V "Сайдуиндер", 4 УР AIM-7F/M "Спэрроу" или до 8 УР средней дальности AIM-120 AMRAAM (только на F-15C/D). F-15E/F "Strike Eagle": Одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 512 патронами. Боевая нагрузка - 11113 кг. размещенная на 9 внешних подвесках. Возможна установка: 4-8 УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. 4 AIM-7F/M Sparrow , AIM-9L/M Sidewinder, 6 УР класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick. До 5 ядерных бомб В-51(В-61). Бомбы: 7 GBU-10 Paveway II ,15 GBU-12,2 GBU-15, 5 GBU-24 Paveway III, 20 кластерных бомб Mk.20 Rockeye, 2 GBU-28, 26 бомб Mk.82, 7 бомб Мk.84, а так же 12 CBU-87, напалмовые бомбы BLU, ПУ НУР LAU-3 19 x 70-мм НУР. Возможна также подвеска: 3 контейнеров с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, ПРЛУР AGM-88 HARM.

B-1 "Lancer" Стратегический бомбардировщик

Для формирования облика В-1 еще в 1965 году была проведена серия исследовательских программ по следующим основным требованиям: высокая выживаемость парка бомбардировщиков в случае нанесения врагом первого удара длительный дозвуковой крейсерский полет на большую дальность, глубокое проникновение в воздушное пространство противника. Проблем у разработчиков было предостаточно но они смогли добиться уникальных характеристик начала ной выживаемости В-1, по отдельным показателям превосходящего В-52 в 2-3 раза. Состязаться с В-1 в этом отношении был способен FB-111, однако он не имел требуемой дальности полета. Поэтому в качестве оружия ответного удара среди американских авиационных систем у В-1 не было равных К тому же выбором основных проектных решений (крыло изменяемой стреловидности и форсированные двигатели) в концепции самолета удалось согласовать требования к выживаемости на земле и при прорыве ПВО. В-1 фактически был вне конкуренции, и 2 октября 1981 г президент США Рейган объявил о решении построить 100 самолетов в усовершенствованном варианте В-1В. Первый из них поднялся в воздух 18 октября 1984 г. Для его производства было разработано примерно 18000 рабочих чертежей, запасные части для каждого самолета включают не менее 460500 деталей. 4 июля и 17 сентября 1987 года на самолете В-1В были установлены 36 мировых рекордов скорости и дальности в полетах с нагрузкой 30000 кг по замкнутым маршрутам протяженностью в первом случае 2000 км, во втором - 5000 км. В августе 1993 г в рамках учений два В-1В совершили кругосветный перелет с одной промежуточной посадкой Но существовал и ряд технических проблем Прежде всего неудовлетворительная работа оборонительной системы В связи с этим ВВС США в 1992 г. приняли решение провести трехэтапную, рассчитанную на 10 лет, программу усовершенствования парка В-1В. Предполагается улучшить систему предупреждения о РЛ облучении, повысить характеристики бортовых станций постановки помех при полете на средних и больших высотах. По свидетельству заслуженного военного летчика России П.С.Дейнекина В-1В уступает нашему Ту-160 по ряду характеристик. максимальная грузоподъемность и скорость, дальность, но пилотажные качества обеих машин примерно одинаковы. Генерал отметил и достоинства американской машины, на которой он сам совершил полет это большие возможности бомбардировщика по перегрузкам, кренам, диапазону высот, хорошая эргономика, высокое качество приборов в кабине. Характеристики стратегического бомбардировщика В-1: Размах крыла - 41,67/23,84 м Длина самолета - 44,81 м (В-1А - 46 м). Высота самолета - 10,62 м Площадь крыла - 181,16м2 Масса пустого самолета - 73000 кг Масса топлива - 88450 кг. Взлетная масса - 216365 кг. Тип двигателя - ТРДДФ Дженерал Электрик F-101-GE-102. Тяга нефорсированная - 4 х 6620 кгс Тяга форсированная - 4 х 13965 кгс Максимальная скорость - 1324 км/ч. Практический потолок - 15240 м. Практическая дальность - 12000 км Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5. Вооружение: три внутренних отсека вмещают до 84 бомб Мк.82 калибра 227 кг (500 фунтов) или 24 бомбы Мк.84 калибра 907 кг (2000 фунтов); либо до восьми крылатых ракет AGM-86B, запускаемых в воздухе, 24 ракеты ближнего действия AGM-69, 12 атомных неуправляемых бомб В-28 или В-43, или 24 бомбы В-61 или В-83; подобное вооружение может также размещаться на восьми внешних подвесках под фюзеляжем.

_Harrier_3.jpg A10.jpg A-6E.jpg a7b.jpg B1b.jpg
B52.jpg F111.jpg F14.jpg F15.jpg
F-15a.jpg F18.jpg F22.jpg F4.jpg F5.jpg
Har1.jpg Har2.jpg Har3.jpg Har4.jpg Mirage-2000.jpg
Rafale-M.jpg        


[1][2]

 

[Home][Авиамузей][Ссылки]

wladb1@rambler.ru

 

Hosted by uCoz